Полезные книги по геральдике:
| | | |
Датская геральдика XII-XVII веков Автор(ы): В. А. Антонов Датская геральдика XII-XVII веков |
В мире геральдики Автор(ы): А. П. Левандовский |
Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры. Автор(ы): Стивен Фрайер, Джон Фергюсон |
Геральдика мира Автор(ы): Бортник О. |
Современный российский государственный герб складывался столетиями. Двуглавый орёл и св. Георгий, поражающий дракона, много веков во всём мире ассоциируются с Россией. Прежде чем перейти к их истории, авторы сочли полезным сделать небольшой экскурс в прошлое, чтобы некоторые моменты, о которых пойдёт речь далее, стали более понятными.
О российской геральдике всё время приходится говорить как о заимствованной традиции. Это относится и к геральдике вообще, и к отдельным гербам - в том числе к государственному - в частности. Не было у нас ни рыцарства, ни рыцарских турниров, ни крестовых походов, следовательно, и гербы возникнуть не могли, так как в них не было надобности. Но гербы - продукт развития более давних традиций. Родовые знаки, тотемы, которые можно считать предшественниками гербов, были у всех народов мира: без подобной системы символов человеческое общество не могло обойтись. А какими символами пользовались наши предки - древние славяне? Как они жили? Какую религию исповедовали? Как воспринимали они окружающий мир? Какова была их письменность? О чём думали их мудрецы? Увы! Обо всём этом ничего не известно, или известно очень мало. У человека неискушённого может сложиться впечатление, что наша история началась во времена монгольского нашествия или после него. Действительно, российская государственность, а вместе с нею и государственные атрибуты, начали складываться только в первой половине XV века.
История России такова, что многие этапы развития, пройденные народами Европы в незапамятные времена, российский народ или проходил с огромным опозданием, или только начинает проходить то, что западные его соседи оставили далеко в прошлом. Надо думать, это произошло оттого, что важнейшие события, формировавшие европейскую цивилизацию, проходили мимо нас. Ещё в неолите, то есть в VI-V вв. д.н.э., стало расти различие между уровнями развития племён, населявших Европу. Юг переходил на более прогрессивную систему хозяйствования, а северные племена, всё ещё промышлявшие охотой и рыболовством, безнадёжно отстали. Тогда, когда южные европейские народы переживали расцвет и создавали великие культуры, славянские племена, сложившиеся в дальнейшем в русский народ, обитали в дремучих лесах на окраинах Европы. На древних греческих и римских картах мира эти области показаны белыми пятнами. Античным учёным они представлялись царством вечных снегов и лежали вне интересов эллинистической цивилизации. Как знать, возможно, если бы Александр Македонский направил свою армию не в Индию, а на север, вся наша история сложилась бы иначе, более благополучно. Но в то время как азиатов завоевывали греки, а североевропейцев - римляне, приобщая варваров, пусть и насильно, к своей прогрессивной культуре, нас завоевали дикие кочевники. Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 до 1480 года, чёрным пятном легло на судьбу русского народа, безмерно усугубив и в то время имевшееся отставание его от европейских соседей, которое с тех пор уже не удавалось преодолеть. Постоянное запаздывание, отставание от передовых стран мира, составляет трагическую особенность большей части нашей истории. В результате, зачастую не имея возможности использовать собственное достояние, чтобы занять достойное место в Европе, Россия вынуждена была заимствовать и затем развивать достижения других наций - так произошло с религией, письменностью, наукой и культурой. Это всегда ставило её в психологическую зависимость от более развитых соседей, что неизбежно рождало комплекс неполноценности и, как следствие, недоверие, ненависть и вместе с тем зависть к Западу, стремление к обособленности и круговой обороне от внешнего мира. В начале нового тысячелетия мы начинаем осознавать, что очень мало знаем о своём прошлом. Ещё одна наша несчастная особенность состоит в том, что мы сами не сохранили почти никаких свидетельств о своей древности, а другим народам, чьи учёные начали составлять хроники человечества чуть ли не в самом начале истории, ничего не было о нас известно, поэтому и у них мы не можем почерпнуть сведения о своём происхождении. Наши же собственные источники не заслуживают полного доверия, так как, во-первых, появлялись во времена, когда нельзя было писать всю правду, а во-вторых, нередко создавались в угоду политической ситуации. Ужасно то, что, как есть основания предполагать, свидетельства нашей древней истории, уцелевшие в пламени стихийных бедствий и вражеских нашествий, намеренно уничтожались церковью, всеми силами пытавшейся истребить память о дохристианских временах, и властью, преследовавшей те же цели, но по несколько другим причинам.
Ко второй половине первого тысячелетия нашей эры развитие новых форм хозяйствования - пашенного земледелия, скотоводства и ремёсел - приводит у восточных славян к постепенному превращению общинного строя в феодализм. Племенные вожди переходят от грабительских набегов друг на друга с целью захвата добычи и пленников к войнам за захват угодий. Родоплеменная дружинная знать начинает прибирать к рукам земли, ранее находившиеся в общинном владении. Междоусобные войны приводят к разорению крестьян, вынужденных вследствие этого обращаться за помощью к князьям, расплачиваясь с ними своей землёй. Так общинное, по сути демократическое, устройство жизни славян навсегда сменяется деспотией. Складывается классовое общество. Аппетиты князей растут, но освящённые временем и древними верованиями традиции общинной демократии накладывают ограничения на княжескую власть. Знать нуждается в другой идеологии, которая развязала бы ей руки. И такая идеология появляется. В середине IX века среди возникшего господствующего класса начинает распространяться византийское христианство - религия, предоставляющая любым правителям сказочные возможности для насаждения и усиления своей власти. Христианство популярно в окружении князя Игоря, а его жена Ольга принимает христианство около 995 года. Происходит то, что уже случилось в других странах: в 988-989 годах князь Владимир Святославич проводит насильственное крещение славян. Главная цель достигнута - новая религия полностью освобождает вождей от всякого контроля со стороны общества и отдаёт им в руки абсолютную, ничем не ограниченную власть над народом. С этого момента власти и церковь начинают методично истреблять не только остатки древней свободы, но и саму память о ней.
С развитием феодализма происходит собирание славянских земель под властью Киева. Киевская Русь превращается в крупнейшее государство Восточной Европы, отличавшееся развитыми международными связями и высоким уровнем культуры. Но вскоре внутренние конфликты, порождённые утверждением нового строя, подорвали единство страны. После смерти киевского Великого князя Мстислава Владимировича, последовавшей в 1132 году, Киевская Русь распалась на отдельные княжества и феодальные республики, важнейшая из которых образовалась в крупном торговом, ремесленном и культурном центре - Новгороде. Это богатое самостоятельное государство с парламентом, ограничивающим власть князя, имевшее тесные торговые отношения с Европой (входя в Ганзейский союз торговых городов), могло бы стать основой для принятия всей Россией западноевропейской модели экономики и политического устройства, но, к сожалению, не стало. В 1478 году московская рать осадила город. С республикой было покончено, а дух свободы был навсегда искоренён самым жестоким образом.
Утрата единства и междоусобная рознь сделали Русь добычей монголо-татар. Доходило до того, что некоторые князья, преследуя свои корыстные интересы, обращались к ним за помощью в борьбе друг против друга. Раздробленность сделалась в народном сознании главной причиной постигшей Русь катастрофы, и с тех пор ничто так не пугает русского человека, как призрак распада страны. Во второй половине XIV в. Московское княжество возглавило борьбу против ига, и постепенно стало центром объединения русских земель. В 1380 г. объединённые русские войска под руководством Великого князя владимирского и московского Дмитрия Донского нанесли поражение монголо-татарам в Куликовской битве. Через сто лет, в 1480 г. Великий князь Московский Иван III Васильевич (1440-1505) отказался платить дань Орде. После этого войско хана Большой Орды Ахмата двинулось на Русь и вышло к верховьям Оки, а затем к ее притоку Угре. На другом берегу Угры против Ахмата выставил свои полки Иван III. "Стояние на Угре" длилось всю осень 1480 г. С наступлением зимы плохо одетые татарские воины начали беспокоиться. Ахмат без боя отступил на Волгу, а Иван III вернулся в Москву. Победа Московского князя, одержанная без кровопролития, навсегда положила конец монгольскому владычеству на Руси. Решающим условием этого было усиление Московского государства, продолжавшееся в правление Ивана III. Большое значение имело уничтожение им удельных княжеств и объединение под властью Москвы большей части земель Северо-восточной Руси. Постепенно Москве подчинились Ярославль, Ростов, Рязань, Тверь, а также, как уже говорилось, Новгород. После того как в Москву был увезен новгородский вечевой колокол, Иван III постарался разрушить самые основы этой республики, начав расправу с новгородской знатью, выселив из города немецких торговцев и, самое главное, тысячи новгородских семей.